Ковка лозы – необходимое умение любого современного кузнеца

Ковка виноградной лозы своими руками: самодельное изготовление железного элемента в домашних условиях, как правильно сделать торец, кончик, обвивание

Ковка лозы – необходимое умение любого современного кузнеца

Кованая виноградная лоза различных диаметров. Фото Центр-Ковка

Для декорирования изделия и конструкций из металла используются кованые элементы различных видов, форм, размеров. Дополнительные детали позволяют украсить предметы, обладающие типовым дизайном или отличающиеся простотой форм и линий.

Кованая виноградная лоза является едва ли не самым популярным декоративным элементом для многих изделий: перила, заборы, ограждения, решетки и т.д. Деталь в растительном стиле преображает и оживляет металлические предметы, в результате чего они выглядят богато и реалистично.

Лоза привлекает клиентов своей «натуральностью», плавные изгибы напоминают живое растение. Элемент изготавливается из прутьев различного диаметра, поэтому и толщина готового элемента может варьироваться. Это позволяет использовать лозу для оформления как небольших предметов с тончайшими линиями, так и масштабных конструкций с основательными  конфигурациями.

Какие изделия декорируют металлической виноградной лозой

Универсальность кованой виноградной лозы и разнообразие размеров обеспечивает гармоничное оформление многих изделий. Природные элементы прекрасно дополняют как соответствующие стилистике предметы, например, цветочницы, так и выполненные в нейтральной форме конструкции: заборы, балконные и лестничные ограждения.

Кроме этого, виноградная лоза подходит для оформления:

  • перил и оградок (вот здесь можно посмотреть, как делают перила с лозой);
  • мебели для сада: скамейки, лавочки и для интерьера: столы, стулья;

Кованая скамейка с виноградной лозой. Фото КовАрт

  • дверей и решеток на окна.

Двери с виноградной лозой. Фото Алоис

Вариантов существует множество. Другие органичные сочетания, поражающие воображение и привлекающие внимание, представлены в разделе «Фото ковки с лозой».

Обвивание (оплетение) железной лозой ограждений, перил и заборов

Кованая виноградная лоза чаще всего украшает именно заборы, ограждения балконов и лестниц, перила, а также невысокие конструкции для ландшафтного дизайна. Растительные элементы могут различным способом располагаться на изделии.

Наиболее популярным приемом декорирования является оплетение вертикальных, горизонтальных или расположенных абстрактно прутьев, а также столбов сооружений.

При наличии определенных навыков обвивание можно сделать в домашних условиях. Для этого необходимо приобрести или сделать самостоятельно (об этом подробнее далее) виноградную лозу.

Место, где элемент будет сгибаться, нужно нагреть, для этого используется кислородная горелка. Металл станет пластичным, в результате чего исполнитель легко придаст ему необходимую форму.

Завивание удобно делать с помощью кузнечных клещей.

Важно! При воздействии высоких температур на виноградную лозу нужно исключить нагревание самого изделия. В противном случае может произойти повреждение, деформация металла. Кроме этого, не стоит перегружать конструкцию декоративными элементами. Это не только выглядит вычурно и неуместно, но и может привести к обрушению сооружения.

С помощью кованой виноградной лозы украшаются опоры других сооружений: фонарные столбы, беседки, арки, перголы, полки, решетки.

Горячая и холодная ковка

Кованые элементы различных видов чаще всего производятся по методу холодной ковки, посредством штамповки.

Данная технология подразумевает использование специального оборудования, которое обеспечивает оперативность изготовления и низкие трудозатраты.

Для изготовления применяется гидравлический молот и матрицы, имеющие форму растения. Результатом работ являются кованые элементы шаблонного типа, но по низкой цене.

Справка. Приобрести детали заводского производства посетители сайта имеют возможность в одном из предприятий, которые представлены в разделе «Где купить кованые элементы».

Горячая ковка представляет собой технологию ручной работы с металлом. Способ позволяет создавать неповторимые по дизайну «живые» элементы, настоящие произведения искусства. Их дизайн разрабатывается с учетом специфики определенного пространства.

Такой вариант подходит для особых дизайнерских решений. Для изготовления деталей подобным образом исполнителю требуются обширные знания и навыки, а также опыт. Кропотливый и напряженный труд мастера, уникальность каждой детали определяют высокую стоимость.

Как правильно сделать в домашних условиях с помощью оправки и других приспособлений, этапы самостоятельного изготовления

Изготовление кованой виноградной лозы включает в себя несколько этапов:

  • покупка металлического прутка необходимого диаметра и специальных покрытий для (покраски ковки) или патинирования;
  • обработка одного из кончиков прутка для придания ему острой и тонкой формы;
  • обработка лозы для придания нужного угла изгиба или других абстрактных форм;
  • выполнение данных процедур с другими заготовками.

В результате работ исполнитель должен получить равномерный по толщине элемент, плавно заостренный к кончику.

Другие варианты

Рассмотрим некоторые методы формирования фактуры декоративной кованой лозы винограда.

  • Поверхность прута, перед тем как его закрутить необходимо подготовить. На ковочных машинах пруток прокатывается через вальцы, а в условиях обычной кузницы рельеф наносится при помощи обжимки.
  • После такого обжима на прутке образуются и трещины и впадины, которые имитируют кору. Дальше можно уже крутить его как угодно.
  • Для нанесения на прут любого рельефа необходимо сначала изготовить специальную обжимку (по типу штампа) из двух кусков рессоры (по размеру бойка). Это и будет нижний и верхний штампы.
  • Зубилом или чеканкой наносится необходимый рельеф на пластины, которые необходимо предварительно разогреть до температуры ковки.
  • Нагретый прут до температуры 900-1000 градусов протягивается между этими пластинами, одновременно перемещая и проворачивая, соответственно, под молотом.
  • Можно просто взять различного диаметра куски арматуры и крутить ее под молотом в разные стороны, что бы испортился рисунок арматуры, и получилась фактура древесной коры.
  • Текстуру коры на тонкостенной трубе можно нанести при помощи плазмотрона (при наличии такового). Регулятор силы тока устанавливается на 20-30А, после чего выполняется скобление поверхности трубы.
  • При некотором навыке дополнительная обработка практически не требуется. Главное строго необходимо выдержать силу тока и угол сопла относительно прута (40 градусов) при поступательном движении. Шлифовка после обработки практически не требуется. Кстати, таким же образом можно наносить на кованые листья прожилки.

Справка. Производство качественного элемента требует от исполнителя наличия определенного уровня знаний. Для получения базисных навыков начинающему мастеру следует освоить операции ковки. Продолжительное обучение кузнечному делу в учебном заведении, самостоятельно, на мастер-классах «обеспечивает» исполнителя широким (профессиональными) знаниями.

В зависимости от метода ковки применяется определенный набор оборудования и инструмента.

Как сделать торец

Отдельного рассмотрения требует обработка торца толстого кончика лозы. Его можно сделать ровным или оформить срез под наклоном любой величины, чтобы по виду получилось подобно тому, как делается срез ножовкой на древесной ветке.

Более подробные сведения представлены в видеообзорах, расположенных далее. Мастера кузнечного ремесла дают советы и рекомендации, полезные для начинающих исполнителей и не только.

Болгарка + горн

Нанесение фактуры виноградной лозы на круглый металлический пруток, без специальных станков, штампов и молота, для новичков и любителей ковки.

Видеообзор посвящен одному из способов нанесению фактуры на металлический пруток.

Исполнитель берет металлический пруток круглого сечения, диаметр которого составляет 14 мм.

По всей длине заготовки с помощью болгарки делаются углубления.

К каждому кончику заготовки привариваются квадратные прутики для удобства работы, для фиксации детали.

Небольшая часть детали нагревается и скручивается. Подобным образом осуществляется обработка следующего участка, но скручивание выполняется в другую сторону.

Исполнитель проводит обработку всего прута.

Такой вариант подходит для небольшого количества обрабатываемых заготовок.

Горн, молоток и наковальня с проточками

Виноградная лоза своими руками, горячая ковка, быстро и просто, без использования специальных штампов.

Для изготовления виноградной лозы необходимо взять металлический пруток круглого сечения.

Часть заготовки нагревается в газовом горне. Нагрев способствует более глубокой пробивке. Для нанесения фактуры используется молоток и наковальня, на которых исполнитель сделал канавки (углубления). С помощью данных канавок можно также выполнять узор «гусиная лапка».

С помощью двух газовых ключей выполняется скручивание заготовки, один участок скручивается в одну сторону, другой — во вторую и так далее.

Обжимка на механическом молоте

Нанесение фактуры виноградной лозы с помощью ручных приспособлений, в том числе и оправки, и автоматических станков.

Небольшой видеообзор демонстрирует каким образом наносится фактура на металлический пруток. Для работы применяются как ручные инструменты, так и специальное оборудование с автоматическим управлением.

Источник: https://kovka-svarka.net/svoimi-rukami/vinogradnaia-loza/

Кузнец – где учиться, зарплата, преимущества профессии

С давних времен профессия кузнеца пользовалась огромным почетом и уважением, что неудивительно, поскольку именно от мастерства такого специалиста во многом зависел не только быт наших предков, но и их жизнь. О значимости этой профессии также свидетельствует тот факт, что взять в руки молот кузнеца не брезговали ни цари, ни боги – достаточно вспомнить царя Петра I и бога Гефеста.

С давних времен профессия кузнеца пользовалась огромным почетом и уважением, что неудивительно, поскольку именно от мастерства такого специалиста во многом зависел не только быт наших предков, но и их жизнь. О значимости этой профессии также свидетельствует тот факт, что взять в руки молот кузнеца не брезговали ни цари, ни боги – достаточно вспомнить царя Петра I и бога Гефеста.

Однако в современном мире высоких технологий профессия кузнеца несколько утратила свои позиции, и переместилась в разряд ремесел, которые изготавливают скорее декоративные элементы, чем необходимые предметы быта.

Тем не менее эта профессия по-прежнему привлекает внимание своей магией и возможностью превратить холодный металл в произведение искусства, способное привнести в быт современного человека нотку тепла и аутентичности.

Сразу отметим, что как и в прежние времена кузнечное дело является одним из самых сложных и специфичных, обладающих ярко выраженными особенностями. Поэтому стать кузнецом может далеко не каждый человек, даже если он мечтает об этой профессии. А чтобы Вы поняли всю специфику работы кузнеца, мы предлагаем Вам окунуться в мир огня и металла, которым живут настоящие мастера молота и наковальни.

Кто такой кузнец?

Кузнец – мастер, который занимается обработкой металла и изготовлением металлических изделий. Основным материалом для работы кузнеца являются чугун, железо, бронза, сталь и свинец. Также кузнец может использовать в своей работе такие драгоценные металлы как серебро и золото. Местом работы кузнеца может быть как частная кузница, так и промышленное предприятие.

Название профессии произошло от древнерусского православного слова kovati (ковать, бить, рубить, резать), так как изначально кузнеца называли не иначе как ковач. И только позднее мастеров стали называть не по производимым им действиям, а по месту работы (кузня).

Примечательно, что ковали существуют и сегодня. Так называют кузнецов, которые специализируются на изготовлении подков и подковке лошадей. Когда появились первые кузнецы точно не известно, однако можно предположить, что появление этой профессии стало возможно только в 9-7 века до н.э.

, когда человек научился использовать металл для собственных нужд.

Со времен своего становления профессия кузнеца претерпела существенные изменения: если раньше кузнецы работали только в кузнях, и только с использованием молота, щипцов и наковальни, то сегодня специалисты этого профиля получили возможность работать на больших промышленных предприятиях, где большинство процессов механизировано, автоматизировано и компьютеризировано. Вполне естественно, что одновременно с расширением сферы деятельности кузнеца эта профессия разделилась на несколько специализаций: кузнец ручной ковки, кузнец-оператор, кузнец-штамповщик, кузнец драгоценных металлов и т.д.

Во многом трудовые обязанности кузнеца зависят от выбранной специализации. Но имеются у всех представителей этой профессии и такие общие обязанности, как: протяжка и гибка металла, кузнечная сварка, выполнение работ в полном соответствии с чертежами и эскизами, очистка поверхности изделия и придание ему надлежащего внешнего вида.

Каким личностными качествами должен обладать кузнец?

Главной особенностью работы кузнеца является непосредственный контакт с огнем и раскаленным металлом, поэтому представители этой профессии обязательно должны быть внимательными и, что называется, “чувствовать материал”. Кроме того, чтобы мастер смог качественно выполнять свою работу, ему необходимо обладать такими личностными качествами, как:

  • безупречное зрение;
  • развитая зрительная память;
  • идеальный глазомер;
  • стрессоустойчивость;
  • художественный вкус;
  • аккуратность;
  • склонность к занятиями прикладными видами искусств.
Читайте также:  Резка болгаркой: советы, способы применения инструмента

Помимо всего прочего, поскольку кузнец работает в условиях повышенной температуры, представитель этой профессии должен быть физически крепким и выносливым, а также способным переносить высокие температуры на протяжении длительного времени.

Преимущества профессии кузнеца

Главным преимуществом профессии кузнеца, конечно же, является возможность реализовать свои творческие задатки и доставить радость людям. При этом не стоит забывать, что ручная ковка, равно как и любой другой ручной труд, ценится очень высоко, поэтому к преимуществам этой профессии можно отнести и высокий уровень оплаты.

Поскольку в последние годы наблюдается повышенный интерес к эксклюзивным изделиям, способным отобразить индивидуальность и самобытность своего владельца, мастера художественной ковки пользуются большой востребованностью.

Причем они могут как работать в составе какой-либо артели, так и открыть собственную мастерскую по производству кованных изделий из металла: оград, решеток, предметов интерьера, мебели и т.д.

В любом случае, кузнец с тонким художественным вкусом и “золотыми” руками никогда не будет сидеть без работы.

Недостатки профессии кузнеца

Если же говорить о недостатках профессии кузнеца, то прежде всего необходимо отметить тяжелые условия труда и повышенный риск получения производственных травм.

Кузня – это место где всегда жарко и шумно: температура в горне может колебаться в пределах 800-1200 градусов, а шумовой фон этого места наполнен если не стуком молота о наковальню, то визгом болгарки или другого не менее шумного инструмента.

При этом даже при соблюдении всех правил безопасности кузнецам приходится постоянно лечиться от ожогов.

Еще одним немаловажным недостатком этой профессии являются чрезмерные физические нагрузки. Ведь кузнецу приходится постоянно перемещать с места на место как металлические заготовки, так и уже готовые изделия, вес которых может достигать и нескольких сотен килограмм.

Именно поэтому профессию кузнеца принято считать исключительно мужской прерогативой.

Хотя на современных кузнях можно встретить и женщин-кузнецов, однако для них кузнечное дело является скорее хобби, чем способом заработка, да и изготавливают они преимущественно небольшие элементы декора.

Где можно получить профессию кузнеца?

Получить профессию кузнеца можно либо в профессиональном колледже, на базе которого осуществляется ремесленная кузнечная подготовка специалистов, либо в художественном ВУЗе, где имеется специальность “художественная обработка металлов”.

Но нужно понимать, что все учебные заведения, даже самые лучшие, дают только базовую подготовку. А вот отточить свое мастерство и познать все нюансы этой профессии можно исключительно опытным путем.

Поэтому после окончания обучения в колледже или ВУЗе большинство молодых специалистов устраиваются подмастерьями к уже опытным кузнецам, которые передают им все тонкости и секреты своего дела.

Отметим, что лучшими учебными заведениями России, осуществляющими подготовку специалистов кузнечного дела, сегодня считаются:

  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Штиглица;
  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. Строгонова;
  • Уральская государственная архитектурно-художественная академия;
  • Санкт-Петербургский государственный горный университет;
  • Павловское художественно-промышленное профессиональное училище № 23.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/158_osobennosti-professiy-kuznec.html

Праздник современного кузнеца

По теме: Заклинатель стали | Портреты России: Виктор, кузнец | Печки-лавочки | Изготовление якутского ножа | Кузнец Александр Яшин | Ворота и ограды Самары | «Рок-кузня» в Донецке | Фестиваль в Мезмае | Железные леди ДагестанаПовернутые на железе
Корреспондент «Русской планеты» узнал, кто такие кузнецы XXI века, зачем им борода и кто их клиенты

В Томской области в селе Семилужки традиционно проходит фестиваль «Праздник кузнеца». Это единственное состязание, где областные кузнецы могут показать свои умения и представить свои изделия на всеобщую оценку. ©

~~~~~~~~~~~

Народ с любопытством толпится возле столов и стендов, на которых участники фестиваля показывают свое умение. Некоторые даже пытаются помочь. Умельцы не против — каждый желающий может собственноручно ударить по железке молотом или раздуть кузнечный горн.– Тут ничего сложного нет, — говорит мастер Константин Бжитский. — Раскалил железяку, вытащил, молотом ударил, и в воду. Это уже традиция. Последовательность такая. И снова, все по кругу. Глядишь, что-то уже получается.

«Где огонь, железо, там и я…»

В частном секторе на улице Строевой в селе Семилужки расположена мастерская Виктора Хохлова. Решетки и заборы большинства домов закручиваются в замысловатые кованые завитки. Подозреваю, что его (Виктора Хохолова. — Примеч. авт.) работа. Кузнеца в самом конце улицы.

Еще не заходя внутрь слышно, что в цехе кипит работа.– Ко мне? — кричит мастер.Виктор Хохлов в профессии с самого детства благодаря деду-кузнецу:– Мне было лет 7, когда меня дед в кузницу взял. А потом я уже сам бегал, шпионил, — делится мастер.

— Позже дед меня не часто брал с собой, потому что бабулька ему всыпать могла за то, что я весь грязный оттуда приходил. А в 15 пошел работать учеником кузнеца.

Теперь и сам мастер, как он говорит, «уже почти пенсионер», тем не менее, огонь в глазах и любовь к кузнечному делу никуда не делись, более того, этим делом он увлек своих сына и брата.


Кузнец Виктор Хохлов

– Где огонь, железо, там и я, — уверено заявляет мастер. — Моя первая работа — с пацанами самострелы делали, когда надо было там крючок загнуть. А при коммунизме неинтересно было заниматься этим профессионально, — добродушно улыбаясь, замечает он.Последние 10 лет Хохлов занимается ковкой, до этого сменил много профессий. Был электромехаником, трактористом, слесарем, автослесарем, огнеупорщиком, машинистом котельной.– У нас был бригадир в котельной, кузнец древний–древний. Ничего, кроме геморроя, не заработал. Вот, я учился у него, — смеется Виктор.В 80–е Виктора Хохлова чуть не посадили на 3 года якобы за изготовление оружия.– Я клапан от трактора расковал в пластину одному мужику, а он нож выточил, а милиции сказал, что я нож сделал. Потом меня таскали, допрашивали, я говорил, что просто железку расковал, откуда я знаю, зачем она ему…

Основную массу заказов у Виктора Хохлова сейчас составляют решетки для заборов и лестницы.

– Вот, перилки делаем, выковываем, — показывает Хохлов. — Одна из лестниц, кстати, была моей самой долгой работой. Шахтер один заказал, накопал себе угля на замок и обустраивал его. Я с этой лестницей всю зиму ковырялся.На фестиваль в Семилужках Виктор привозил скелет трицератопса. Работа привлекала внимание и детей и взрослых.– Это изначально делалось по желанию, а потом появился дяденька, сказал: «хочу» и купил. Мы с ним договорились, что сначала я эту работу привезу на конкурс, а потом пусть забирает, — рассказал кузнец.Он же сделал кузнечный горн с мехами и оружие с убранством для Семилуженского острога.– Все для работы, а для души редко удается что-то делать, — улыбаясь, замечает Виктор. — Приходит, вот, дедок, ему надо, например, топор подровнять. Или вот шоферам рессоры делаю на машины. Если бы солнышко меня кормило, я бы больше делал чего-то такого, красивого.Идея открыть собственную мастерскую у Виктора Хохлова была давно. На создание собственного дела у мастера ушло 10 лет. Кузнице на Строевой 4 года, до этого был гараж на параллельной улице.– Когда серьезная ковка — это ковка, а когда крученый квадратик выдают за ковку или в Интернете листиков наберут — совсем не то. Было бы желание работать, даже костер сгодится, чтобы железо раскалить. И два камня: на один положить, другим стукнуть. Настоящий кузнец — повернутый на железе, — заявляет Хохлов.Дело кузнечное довольно прибыльное. По заявлению самого мастера еще ни один кузнец «с голоду не сдох».

Художник по металлу

Едем по гаражному комплексу в мастерскую Владимира Кудряшова. За рулем — сам мастер.

– Кузницы всегда были на отшибе: во–первых, потому что кузнец работает с огнем, и если вдруг пожар, чтобы вся деревня не сгорела.

А во–вторых, из–за постоянного стука молота уснуть не получится, — рассказывает Кудряшов, победитель одной из номинаций «Дня кузнеца» в этом году.


Художник по металлу Владимир Кудряшов

Владимир Кудряшов участвует в фестивале с самого начала. Сам он определяет себя как мастер художественной ковки, а его работы уже не первый год украшают Томск. Среди них солнечные часы возле здания Томской филармонии, дерево влюбленных в Северске и многочисленные вазоны. И это несмотря на то, что серьезно ковкой он занялся только пять лет назад, после выхода на пенсию.

– Я со школьных лет увлекался чеканкой и металлопластикой. Потом у меня был в этом деле большой перерыв, я учился, окончил институт, работал в инженерных должностях, — рассказывает Владимир.До мастерской добрались мы быстро. Заходим. Внутри тепло.– Я специально для вас уже печку натопил, — говорит художник.В мастерской просторно и светло.

На стене висят грамоты и дипломы, на столе стопкой лежат тематические книги. В другой стороне — горн, наковальня, инструменты и горы железяк.– В этом районе моя кузница уже 5 лет, — рассказывает Владимир. — Днем я работаю в ТПСК (Томская промышленно-строительная компания. — Примеч. авт.) кузнецом, а вечером здесь, занимаюсь художественной ковкой. Это как бы мое хобби.

Сейчас у меня заказ — качели. Очень богатые должны получиться качели, с виноградной лозой. Вот, у меня кое–какие заготовки.Он выкладывает на стол кованые листья и гроздья винограда.Владимир Кудряшов часто проводит мастер–классы. В основном, для детей, в детских лагерях или на массовых гуляньях в городе:– Я всегда стараюсь не просто показать, а чтобы ребятишки сами что–нибудь сделали.

Даже девчонки пробуют. Любимое изделие у них — это «кочерыжки», ну, кочерги.Учеников же Кудряшов не набирает, говорит, что времени нет, ограничивается мастер–классами и надеется, что кто–то всерьез заинтересуется кузнечным делом.– Приемов кузнечной ковки немного, всего восемь, — делится мастер.

— Их все можно перечислить: первый и основной — протяжка, это когда из толстого материала вытягивается более тонкий прут. Второй — это осадка, когда из тонкого материала делается более толстый, металл осаживается. Третий — гнутье, когда нужно согнуть под определенным углом круг или ту же кочергу изготовить. Четвертый — пробивка отверстий.

Пятый — вытяжка, та же протяжка, но только определенного куска материала. Шестой — разрубка металла, когда зубилом нужно отрубить. Седьмой — штамповка, это в оправке металлу придается определенная форма. И восьмой — термическая обработка, допустим, закалка, когда нужно придать более твердую структуру.

Кредо Владимира Кудряшова неизменно: «Кузнец много не заработает, но и без куска хлеба не останется».– Кузнечное дело сейчас на подъеме, со старыми традициями и новыми технологиями. Тем для творчества много. Но все зависит от рук, головы, мыслей. Человек художественной ковки, прежде всего, художник, потом уже кузнец.

Поэтому я не занимаюсь изготовлением заборов, решеток простых, где практически все однотипное, неживое. Они похожи друг на друга, зачастую в больших объемах все эти заборы и ограды делают машины, а человек является только исполнителем. А кузнечная ручная работа является единичной во всем мире. Даже у одного и того же мастера отличается, двумя–тремя ударами.

Вот уже другой рыбы такой не будет, даже у меня, — говорит Кудряшов, махнув рукой в сторону стола, на котором стоит кованая рыба.Свободного времени у мастера действительно очень мало: работа — час отдыха — мастерская. И только иногда ему с семейством удается выбраться на дачу.– Ковка — это творческая работа.

Она не подразумевает ежедневное исполнение, иногда нужно остановиться, подумать, помыслить и отдохнуть или заняться другой работой. Обычно я беру 3–4 заказа: один сложный и несколько простых. И когда момент происходит: либо надоело, либо надо творчески помыслить, я переключаюсь с одного на другой.

Самая любимая работа у Владимира Кудряшова — копия кубка Лиги Европы UEFA:– Мне его заказали томские фанаты «Зенита». Я долго изучал, что это такое. Сам кубок 61 см в высоту и 16,5 кг весом. Чаша делается из серебра, а низ из цветного мрамора, на нем есть таблички всех, кто в какие годы завоевал этот кубок. А полноразмерные копии делать нельзя, можно только размером 48 см и массой 12 кг.

Читайте также:  Сварочные перчатки, костюм, щиток: как защититься во время сварки?

Все инструменты для работы кузнец сделал себе сам. На рабочем месте возле горна стоит большая наковальня и стойка с инструментами. Владимир с гордостью показывает многочисленные инструменты: молотки, от мала до велика, клещи и другие приспособления для тех или иных манипуляций с разгоряченным металлом.Кузнец разжигает горн с электроподдувом, традиционные меха ушли в историю.

Кузница наполняется дымом.– Это всегда так сначала, — объясняет мастер.Беру заготовку и отправляю ее в огонь. Пока металл накаливается, Владимир комментирует:– Я вставляю горячую заготовку, вы сверху начинаете крутить, я участвовать в этом не буду вообще. Самое главное, постараться эту ось немножко удержать. С перехватами: повернули — ухватили.

Будем разворачивать, потом я вкладываю туда шарик, вы будете закручивать. Процесс очень простой. Ребятишки маленькие крутят это как твердый пластилин.Крутим. Раскаленный металл быстро остывает, и становится тяжело. Сначала эту заготовку нужно было раскрутить, потом закрутить обратно уже с шариком внутри. Получился красивый сувенир. Называется «корзинка».В кузнечном деле не обходится и без травм. Самое распространенное — это окалина, отлетающая от раскаленной железки, которая может прилететь и в глаз. И вроде бы надо тут пользоваться специальными очками, но и в них бывает не всегда удобно. Сам Кудряшов признается, что окалину из глаз приходилось доставать 6 раз.


Кузнечная мастерская

Секреты и мифы

Источник: https://yarodom.livejournal.com/1325590.html

Кузнечное ремесло

Здравствуйте, уважаемые читатели! Одним из старейших ремесел Беларуси является кузнечное ремесло. В сельской кузнице настоящие мастера своего дела изготавливали гвозди и подковы, косы и серпы, лопаты и ножи. У славянских народов кузнечное дело считалось таинственным занятием, а покровителем кузнецов в их мифологии был бог огня Сварог.

Самым распространенным изделием, изготавливаемым кузнецами была подкова, которая и сейчас еще в народе считается амулетом и оберегом. Причем, в разных местах дома подкова оберегает от разных напастей: прибитая концами вверх над дверью не пропустит в дом зло, над кроватью – избавит от дурного сна, а размещенная в дымоходе не даст влететь ведьме.

История кузнечного дела

Зарождение кузнечного ремесла относится к далекой древности, а если быть более точным, то первые кузнецы появились в железном веке. Уже тогда люди заметили, что при нагревании определенной горной породы она начинает плавиться.

Постепенно овладевали навыками обработки металла, построили первую кузницу. Уже в III тысячелетии до н. э., в древней шумерской цивилизации профессия кузнеца была весьма распространенной.

На территории Беларуси кузнечным ремеслом начали заниматься с VII — VI века до н. э.

Широко востребованы кузницы были до середины ХХ века, пока их полностью не заменили заводы и фабрики. Тем не менее, кузнецы и кузницы дошли и до наших дней. Ковка сейчас является эксклюзивной и неповторимой, а кованные в кузницах  изделия — единичным уникальным товаром.

Кузница и ее оборудование

В большинстве случаев это небольшое помещение из бревен не имеющее потолка и с земляным полом. Чтобы повысить пожарную безопасность стены кузницы могли быть оштукатурены.

Основное место в кузнице принадлежит кузнечному горну, так как именно в нем металл становится  мягким и податливым материалом. На рабочей поверхности горна горит огонь (дрова, древесный или каменный уголь) в который для разогрева помещаются металлические заготовки.

Воздух в зону горения обычно нагнетается кузнечными мехами, имеющими ручной или ножной привод.

Накалившуюся металлическую заготовку держат клещами или щипцами, а молотом придают ей желаемую форму. Достаточно горячим для обработки металл остается только одну-две минуты, поэтому для кузнеца очень важным качеством является сноровка.

Установленная на массивный деревянный чурбак наковальня, как правило, находится в центре помещения недалеко от горна. Это главный инструмент кузнеца.

Около наковальни ставят сосуд с водой или растительным маслом, в котором кузнец закаливает свои изделия.

Работа кузнеца

В процессе работы кузнецы изготавливали большое количество предметов,  необходимых человеку. Это и такие простые изделия как ножи, подковы, обручи, гвозди, серпы, косы, которые не требовали в изготовлении специальных приемов. Их в одиночку мог сделать каждый кузнец.

Для более сложных изделий: цепей, клинкового оружия, наконечников стрел, кольчуг, шлемов требовались особые приемы в работе и посторонняя помощь. Помощники профессионального кузнеца одновременно были его учениками. Основы ремесла они постигали на протяжении длительного периода от 3 до 10 лет. Лишь только тогда ученик становился подмастерьем.

Чтобы получить статус мастера требовалось еще некоторое время работы у других ремесленников.  

Как видите, древнее кузнечное ремесло было одним из наиболее востребованных у наших предков, да и в наше время пользуются спросом изделия профессиональных кузнецов. Современные кованые вещи представляют собой настоящие произведения искусства. Удачи вам и успехов в постижении новых навыков и мастерства!

С уважением, Александр Гончаров

Источник: http://alex60.ru/kuznechnoe-remeslo/

Кузнец

  • Главная
  • Контакты
  • Пользователи
  • Лексика

КУЗНЕЦ, одна из наиболее почитаемых профессий Древней Руси. Кузнечное ремесло считалось высшим умением, искусством, во многом связанным с помощью чудодейственных средств и нечистой силы. Согласно старинным поверьям, кузнецу в его работе помогает черт, он замешан в колдовстве и чародействе. Связанное с колдовством слово “козни” происходит от понятия “кузнец”.

В древнерусской языческой мифологии покровителем кузнецов был бог Сварог, который, в частности, в “Повести временных лет” отождествлялся с греческим богом-кузнецом Гефестом. Христианскими покровителями кузнецов были свв. Косма и Дамиан. 

Навыки изготовления и обработки материала ударами люди накопили в каменном веке. Оттуда были заимствованы в кузнечное дело, так как первые кузнецы били камнем по металлу, положенному на каменную наковальню.

Главный материал для работы кузнеца — металлы: железо, (чугун, сталь), а также медь и ее сплавы (бронза…), свинец, благородные металлы. Но кузнецы используют и многие другие вещества и соединения, например, буру (натриевую соль борной кислоты).

Это вещество при нагревании разлагается и полученные метабораты действует как флюс — растворяют окислы металла, чем способствуют кузнечной сварке нескольких частей в целое изделие.

Использовали также толченый рог крупного рогатого скота для упрочнения (цементирования) железа, путем его науглероживания — введения в состав металла дополнительное количество углерода.

Это тигельный способ получения из железа стали. Металл вместе с карбюризатором помещают в закрытый тигель и ставят в горн. Впрочем, нередко, кузнецы для сохранения престижности и таинственности своего ремесла, говорили что используют жабью слюну, комариный жир и другие странные ингредиенты.

Иногда, в воду для охлаждения металла добавляли цветы или травы… Было ли в этом рациональное зерно сказать трудно. Но ведь лишь через столетия ученые поняли, для чего японские кузнецы-оружейники натирали клинки песком в определенных местах речных отмелей.

Оказалось, так осуществлялось легирование (насыщение) стали молибденом (Mo), который река бережно собирала там.

Чистый молибден получил шведский химик Й. Я. Берцелиус лишь в в 1817 году, а его свойства были предсказаны немногим раньше, так что японцы методом проб и ошибок пришли к тому, чего европейские металлурги достигли лишь в XIX—XX вв. Также древние кузнецы научились улучшать свойства железа, убирая из него мягкое ковкое железо.

Например, по так называемому Скифскому способу, заготовку нагревали и остужали в снегу. Затем, собирались небольшие чешуйки, которые насытились углеродом. По другому способу (кельтскому) железные опилки скармливались гусям. Кислота желудочного сока птиц растворяла мягкое железо, но не трогало сталь. Помет птиц собирали и сплавляли.

Другие племена погружали заготовки в болотную воду, также богатую органическими кислотами.

Инструменты кузнеца

В кузнице можно обнаружить множество оборудования, инструментов и приспособлений. К основному (обязательному) оборудованию относят температуро-задающее: горн (устройство для нагрева заготовок) и емкость с водой (для охлаждения).

Сюда же следует отнести большую (основную) наковальню. Кузнечный инструмент и приспособления для ручной ковки можно разделить на: основной — с помощью которого заготовке придают форму и размеры, соответствующие первоначальному замыслу (рисунку, эскизу, чертежу…).

Различают опорный, ударный и вспомогательный.

Ударный: молоты (кувалды), молотки-ручники и различные фасонные молотки. Опорный: различные наковальни и шпераки. Вспомогательный: А) Различные виды клещей и захватов, приспособлений и средства малой механизации… Используют для захвата, поддержания и поворота заготовок во время ковки, а также для транспортирования их для выполнении других операций .

В общем все то, что контактирует с заготовкой, но не участвует в ковке (не касается наковальни, молота и рабочей зоны заготовки).

Сюда же можно отнести тиски и различные устройства (воротки, ключи), применяемые, например, для торсирования (скручивания), гибочной плиты (стальные плиты с отверстиями, в которые по заданному рисунку и размерам вставляют стержни и по ним огибают горячую заготовку).

Б) Зубила, кузнечные топоры, обсечки, подсечки, которыми разрубают (обрубают) заготовку для получения поковки требуемой длины. В) Пробойники (бородки), прошивки… Ими пробивают (просекают) в заготовке отверстия различной формы, и если требуется расширяют их. Облегчают и ускоряют работу кузнеца приспособления, которые можно разделить на: накладные, подкладные и парные.

Накладные приспособления: Набойки и гладилки, пережимки, обжимки, раскатки… Их временно накладывают или устанавливают на поверхность заготовки и бьют молотом, чем приглаживают поверхности или наоборот, деформируют ее, для уменьшения толщины (всего профиля), создания утончений (кольцевых на круглых заготовках или канавок на пластинах)…

Подкладной инструмент: нижники, специальные приспособления и формы. Подкладывают между заготовкой и наковальней, после чего бьют по заготовке. Так изгибают или формируют профиль заготовки.

Отдельно стоят гвоздильни, для ковки головок (шляпок) гвоздей, болтов и другого крепежного инструмента. Парный инструмент: состоит из пар двух предыдущих инструментов.

Например, дает возможность из цилиндра сделать правильный многогранник.

Измерительные (мерные) устройства и приборы: циркули, измерительные циркули (со шкалами) и штангенциркули, не высокого класса точности калибры (пробки, кольца), железные линейки и рулетки, угломеры, лекала, трафареты и другие. Все они используются для контроля размеров и формы заготовки. Отдельно стоят различные пирометры, для измерения температуры обрабатываемой части заготовки и зоны горения горна.

Названы и классифицированы лишь главные инструменты, оборудование и устройства. Помимо них существует множество других, с помощью которых раньше кузнецы выполняли и массу специфических операций, в настоящее время полностью автоматизированных на промышленных предприятиях.

Так для волочения (изготовления) проволоки использовали волочильные доски. Это стальные плиты с рядом калиброванных отверстий, диаметр которых увеличивающихся с заданным шагом.

Кузнец брал заготовку (пруток), грел его по всей длине, ручником обрабатывал (сужал) один из краев, вставлял в отверстие доски, с другой стороны захватывал конец клещами и тянул заготовку сквозь отверстие.

Читайте также:  Сварка заборов из профнастила и металлических секций

Тем самым он равномерно уменьшал диаметр заготовки и удлинял ее (вытяжка). Затем заготовку отпускали в горне и протягивали через следующее отверстие, меньшего диаметра.

Изделия

Кузнецы изготавливали огромное количество необходимых для существования человека предметов:

  • инструменты
  • оружие
  • подковы
  • строительные элементы
  • украшения и т. д.

С наступлением индустриализации ручное производство сменилось фабричным поточным. Современные кузнецы занимаются, как правило, ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия[1]. В настоящее время термин также используется в значении рабочего кузнечно-прессового цеха (например, кузнец-штамповщик)

Источник: http://www.kefa.ru/article/kovat/fromhi/kuznec.htm

История кузнечного ремесла и мастера кузнечных дел

Произведении из кованого железа XVII—XVIII столетий имеют историческую и художественную ценность. В них оригинальность художественных образов получила мастерское воплощение в материале. Использование различных способов орнаментации, богатство и разнообразие узоров, чувство формы предмета позволяют отнести их к лучшим достижениям русского художественного металла.

Русское кузнечное ремесло имеет давние традиции. Сложилось оно еще в глубокой древности. Веками накапливался опыт, совершенствовалась техника кузнечного дела.

Нехитрыми, но требующими определенных значительных навыков способами из кованого железа изготовляли различные предметы: гнули толстые пруты для светцев и воротных колец, ключей и сечек, ковали и вытягивали железные ленты для сундуков и ларцов.

Ларцы-«теремки». XVII в. Великий Устюг.

Проследить развитие кузнечного дела как одного из видов народного творчества во всей полноте и последовательности трудно — до нас дошло ограниченное число памятников. Определить время и место их производства бывает также довольно сложно, поскольку сходные по своему характеру и приемам орнаментации изделия встречаются в разных районах.

Навершие хоругви. XVIII в.

На протяжении многих веков в России существовали промыслы по обработке железа. История их возникновения и развития связана с источниками сырья, с ростом добычи руды и выплавки железа.

Спрос на изделия кузнечного художественного ремесла был большим, сбыт их обеспечивала широкая торговля. Развозились они по всей России. В XVI— XIX веках значительные кузнечные производства были сосредоточены в Москве, Устюжне Желознопольской, Великом Устюге, Туле, Ярославле, Нижнем Новгороде. В каждом из этих центров складывались свои традиции, были свои талантливые и умелые мастера.

Подголовник. XVII в.

В жизни городов и сел ремесло кузнеца играло значительную роль. Мастера могли подковать лошадь и сделать плуг, выковать ограду и изготовить новый замок. Но безвозвратно ушли в прошлое имена тех, кто умелыми руками выполнял удивительные по красоте изделия.

Испокон веков на Руси почиталось ремесло кузнеца. Отношение к нему было особенное. Занятие это всегда вызывало в народе затаенный интерес, труд мастера окружала некая дымка таинственности и загадочности. Не зря, наверное, в русских сказках и песнях самым хитрым и умным был мужик-кузнец.

Замок-секира. XVIII в.

Вероятно, поэтому умение выплавить руду, верно угадать добавки к железу, температуру нагрева признавалось чуть ли не чудодейственным.

И, быть может, по праву Кузнецов можно считать первыми металлургами и химиками. На Руси рано было налажено производство кричного железа, называемого так от слова «крица»— куска металла, получаемого при обработке руды.

После того как механическим путем из него удаляли шлак, раскаленную болванку подвергали ковке.

Помещения для кузниц были всегда прочными и надежными. Находились они обыкновенно за пределами селения или города.

Ведь кузнечное дело связано с огнем, поэтому часто кузницы строились ближе к озеру или реке, на случай пожара. Иногда они были просто земляными.

Но вы-строенные из сухих, крупных бревен служили восемьдесят-сто лет. Но зря в народе говорили: «Две избы переживешь, а кузницу пережить трудно».

Кронштейн. XVIII в.

Необходимую принадлежность любой кузницы составлял горн — кирпичная печь с отверстием для воздуховодной трубы — мехов. Оборудование мастерской несложно: наковальни, молотки различной величины и веса, напильники и зубила, клещи и щипцы для держания раскаленных болванки и подковки. Мастер редко работал один.

Только при ковке мелких изделий он мог обойтись бел помощника. Подручный обычно подкладывал угли, зажигал и раздувал огонь, приводил в движение мехи. Кузнец же бросал в огонь кусок железа и накаливал его добела.

Если кусок железа был невелик, то одной рукой кузнец вынимал его клещами и клал па наковальню, а другой ударами молота выковывал предмет желаемой формы. Эта операция требовала немалых физических усилий и сноровки. Если ковался большой кусок, то подручный оставлял мехи, брал молот и работал вместе с кузнецом.

Несколько раз переходило железо из огня на наковальню, а затем снова возвращалось в огонь для дальнейшего накаливания. По окончании ковки мастер опускал изделие в воду. Затем следовали операции по сборке и отделке изделия. Это труд сложный и кропотливый.

Еще с древнейших времен мастерам были известны такие приемы, как сварка, обточка, резка, полировка, пайка. Знание этих приемов обработки давало возможность изготовлять различные инструменты, оружие, предметы быта.

В коллекциях художественного металла наиболее ценными являются изделия русских кузнецов XVII—XVIII веков. Это самые разнообразные по назначению и формам бытовые вещи — сундуки, светцы, сечки, ключи, личины замков и др. Они позволяют судить о высоком мастерстве безымянных ремесленников.

В XVII—XVIII веках кузнецы использовали различные способы украшения изделий. Они пробивали сквозные узоры на железных полосах, покрывали гладкие поверхности насечкой и гравировкой.

Личина замка. XVII в. Север.

Чертами определенного стилистического единства обладают изделия мастеров Великого Устюга. Исстари славился город искусными ремесленниками. Но особенно знаменит он был своими кузнецами.

До сих пор названия городских улиц (Кузнечная, Кузнецовский переулок) хранят память о местных мастерах.

Здесь делали прочные и надежные сундуки, окованные металлическими пластинами, благодаря которым они выглядели нарядными и красивыми; выполняли замки, кованые решетки, различные мелкие и крупные декоративные украшения.

Но особенно высоко ценились великоустюгские сундуки, которые делали на заказ и преподносили в качестве подарков. В них хранили ценности и документы, поэтому часто в деревянный остов врезали хитроумные замки.

Подвес паникадила. XVII в.

Известны сундуки двух типов — ларцы-«теремки» и «подголовники». Самой распространенной и характерной формой был «теремок» с четырехскатной крышкой.

«Подголовники», которые ставили в изголовье, имели прямоугольные основания и с лицевой стороны покатые крышки. Наружные стенки сундуков окрашивали краской, обтягивали кожей, покрывали слюдой, а поверх околачивали просечными железными листами.

Часто весь сундук сплошь опоясывали железными пластинами. В обоих случаях они подчеркивали форму и пропорции вещи.

Орнамент на железных полосах составляли фигурные завитки, причудливые листики. Они, как правило, располагались в определенном ритмическом порядке. Затейливые узоры наносили на железный лист и специальным пробойником прорубали. Эта работа требовала точного глаза и высокого мастерства.

Тонкие прорезные узоры украшали дверные и сундучные петли, наружные части замков и задвижек, церковную утварь.

Сечка. XVII в.

Навершие хоругви укрепляло полотнище знамени. Место производства представленного образца неизвестно, но в его оформлении применены сходные воликоустюгским ларцам приемы орнаментации. В треугольную форму органично вплетен узор из симметричных волнистых побегов с мелкими завитками. Мотивам придаются мягкие, плавные очертания.

Характерна повторяемость одинаковых элементов, сложность рисунка переплетающихся стеблей, листьев. Растительные формы обобщены. На просвет орнамент напоминает легкую ажурную ткань.

Иногда просечную технику использовали в комбинации с гравировкой. К интересным и немногочисленным изделиям этого вида относится врезной замок XVIII века. Его наружный щиток по форме напоминает секиру. Контуры предмета определили расположение награвированных насечек и прорезного узора. В рисунке растительных завитков много общего с орнаментами железных полос для оковки сундуков.

Массивный щиток замка украшен ажурным прорезным узором. Мелкие завитки на фоне слюдяной подкладки выглядят легкими и изящными. Чтобы оттенить сквозной орнамент, мастер покрыл гладкую поверхность щитка мелкими углублениями в виде точек, которые выполнены с помощью специального инструмента — острого чекана.

Рисунок, намеченный точками, контрастирует с пластически обработанным сквозным узором.

Прорезные орнаменты были разнообразными. В украшении железных лент и замков они мелкоузорные, обобщенно растительного характера. В оформлении же личины замка мастер использовал крупный растительный мотив.

В причудливом узоре личины, обрамлявшей отверстие для ключа, широкое и плавное движение стебля подчеркнуто пышными формами цветов.

Обобщенный характер орнамента достигается плоскостной трактовкой деталей, а сквозной фон выявляет рисунок, его линейность, четкий силуэт.

В убранство интерьеров соборов и церквей немаловажную роль играли подвесы и кронштейны для светильников и паникадил. Подобные украшения получили особое распространение в XVII—XVIII веках. Эти произведения дают возможность высоко оценить технические достижения мастеров, их художественное чутье в создании предметов объемных, рассчитанных на обозрение в пространстве.

Светец. XVII в.

Кованые кронштейны с деталями, выполненными из листового железа, укреплялись в стенах. Крупные, с изрезанными острыми краями листья скрывали изогнутый прут, к которому подвешивали лампаду.

Цветы и побеги приклепаны к стержню в разных направлениях, поэтому кронштейн как бы парит в воздухе, напоминая растение с пышными цветами.

Закругленные края бутонов и отогнутые листики четко обрисовываются светотенью.

Динамичность, собранность композиции можно отметить в подвесе для паникадила. Упругие, обращенные в разные стороны завитки и тонкие железные пластинки-листики симметрично расположены по сторонам витого стержня и подчеркивают направленность закручивающихся внутрь спиралей. С помощью простых лаконичных средств достигается декоративная выразительность предмета.

Рассматривая изделия кузнецов, мы встречаем вещи, очень близкие по формам и орнаментам, но в ряду похожих предметов не найдем абсолютно одинаковых.

Стремление к организованности и четкости композиций и форм орнамента заметно и в художественном оформлении повседневных предметов быта XVII— I XVIII веков.

Рукоять сечки для рубки капусты украшена конскими голова. Их изображения связаны с древними магическими представлениями людей. Образ коня в народном искусстве наделен силой и смелостью. Он был символом — «оберегом», охраняющим от всего дурного и горестного.

Гибкие головки животных и крупные завитки по сторонам сечки придают предмету красивые очертания. Ритмическая повторяемость спиралевидных завитков объединяет украшение верхней части сечки с мягким овалом лезвия.

Здесь господствует пластическое равновесие масс, симметрия, лаконичная ясность силуэтов.

Светцы. XVII-XVIII в.

Руками кузнецов создавались и светцы — некогда распространенный предмет домашнего обихода, своеобразное приспособление для освещения помещения. Без лучины, медленно сгоравшей и падавшей в корытце с водой, трудно представить себе деревенскую избу. Ни один дом не обходился без подобной «светильни».

Березовые или сосновые щепки вставлялись в железные светцы. При этом металлический стержень, к которому крепились держатели, внизу заострялся так, чтобы его можно было вставить в специальную подставку или закрепить в бревенчатую стену дома. В отдельных случаях стержни приваривались к круглым кольцеобразным основаниям.

Своими пропорциями и силуэтами светцы вызывают ассоциацию с легкими расцветшими бутонами на высоких ножках. Застывший цветок в своих фигурных побегах скрывает держатели для лучин. Обычная высота светцев не превышает 1—1,3 метра, по они всегда кажутся выше, напоминая цветы, стремительно растущие ввысь.

Этому впечатлению во многом способствует соразмерность завитков, попарно закрепленных по всей высоте стебля.

На одном из светцев верхняя часть решена в виде стилизованной женской фигуры. Подобное изображение — явление исключительное. Возможно, фигура эта олицетворяет мать сыру землю, образ, символизирующий природу. При всем лаконизме, декоративной выразительности силуэта изображение сохраняет отголоски своего древнего содержания.

И. Богуславская, В. Пушкарев — «Добрых рук мастерство»

Источник: http://www.artly.ru/russkoe-kuznechnoe-remeslo/istoriya-kuznechnogo-remesla-i-mastera-kuznechnyx-del.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector